Дефектологическая служба
Тифлопедагоги нашего детского сада:
Алексеева Наталья Евгеньевна — высшая категория
Ли Ирина Брониславовна — высшая категория
Логвинова Наталья Александровна — высшая категория
Бавина Анжела Ардовасовна
Переверзева Ольга Васильевна — высшая категория
Суховий Наталья Алексеевна
Улибегова Любовь Алексеевна — высшая категория
Чернышова Елена Михайловна — высшая категория
Тифлопедагог – это педагог со специальным дефектологическим образованием, занимающийся воспитанием, обучением и развитием детей с нарушением зрения. Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу. Основой его профессиональной деятельности по обучению и воспитанию детей с дефектами зрения является управление процессами обучения, воспитания и развития детей с патологией зрения.
В общем коррекционно-педагогическом процессе, осуществляемом в детском саду для детей с нарушением зрения, специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики, т.е. подготовки детей к различным видам деятельности. Тифлопедагог совместно с воспитателем, медперсоналом и родителями осуществляет гармоничное, всестороннее воспитание и обучение детей в соответствии с Программой, проводит профилактическую и коррекционно-развивающую работу с учетом патологии зрения и других нарушений психофизического развития дошкольников.
Направления работы тифлопедагога:
— тифлопедагогическое обследование детей;
— проведение специальных коррекционных занятий с детьми;
— участие в методической работе детского сада;
— работа с родителями детей, посещающих детский сад.
Виды коррекционных занятий тифлопедагога:
Развитие зрительного восприятия. Занятия включают в себя знакомство с сенсорными эталонами: цветом, формой, величиной. В ходе занятий происходит стимуляция и активизация зрительных функций (цветоразличение, фиксация, локализация взора, прослеживающие функции и др.)
Формирование навыков ориентировки в пространстве. На занятиях осуществляется обучение детей выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем мире с привлечением всей сенсорной сферы.
Развитие осязания и мелкой моторики. Пронизывает все направления работы тифлопедагога, так как очень важно сформировать у детей с нарушением зрения умения и навыки осязательного восприятия. Осязание помогает детям с нарушением зрения получать дополнительную информацию об окружающих предметах, расширяет познавательные возможности.
Социально-бытовая ориентировка. Подразумевает решение многих задач: формирование предметных представлений о свойствах и качестве предметов на основе привлечения нарушенного зрения и сохранных анализаторов: слуха, осязания, обоняния, хеморецепции (вкусового восприятия). Занятия по социально-бытовой ориентировке расширяют знания ребенка и себе и близких, об обществе, приобщают к труду взрослых. Тифлопедагог младших групп помогает детям в освоении навыков самообслуживания. В старших группах идет закрепление этих навыков.
В нашем детском саду занятия проводятся небольшими подгруппами и индивидуально. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете дефектолога. Развивающая среда оснащена разнообразным дидактическим материалом, пособиями для развития сенсорной сферы, для стимуляции зрительных функций. Работу с детьми тифлопедагог планирует в соответствии с Программой, учетом зрительного диагноза и этапом лечения.
Тифлопедагоги детского сада работают в тесном контакте с врачом-офтальмологом, медсестрами-ортоптистками, психологом, логопедом и другими специалистами.
Несколько рекомендаций от учителей-дефектологов
Видеопрезентация «Зрительная патология как фактор нарушения зрительного восприятия»
Какие игры способствуют развитию зрения
Знакомство родителей с особенностями работы с детьми с нарушением зрения в условиях ДОУ